«Мы хотим создать сервис, который позволит найти подработку в пару кликов»
Александр
Мотин
«Мы хотим создать сервис, который позволит найти подработку в пару кликов»
Product Unit Lead «Авито Подработка» Александр Мотин — о том, почему крупному бизнесу выгодны фрилансеры, кто чаще всего ищет подработку и каким станет рынок гиг-экономики в обозримом будущем.— Александр, «Авито Подработка» выделена в отдельное направление. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой категории. Что это? Почему было принято решение развивать самостоятельный продукт?
В бизнесе бывают сезонные колебания перед праздниками или выходными, поэтому требуются дополнительные руки. Соискатели тоже часто в поиске подработки. Взаимодействие заказчика и исполнителя происходит по схеме, которая отличается от стандартной модели рынка и Авито, в том числе: компании публикуют не вакансии, а заказы, исполнители не отправляют отклик, а сразу забирают их себе. И поскольку в этом случае процессы выстроены иначе, «Авито Подработка» стала отдельным направлением — мы его развиваем совместно с сервисом GigAnt. Сейчас это платформа, которая выступает посредником между исполнителями и заказчиками, в основном юрлицами. При этом исполнителям мы гарантируем оплату, а заказчикам подыскиваем максимально релевантных специалистов.
— Категория «Авито Работа» появилась спустя 5 лет после основания компании, в 2013 году. К тому моменту у компании была репутация доски объявлений купли-продажи. Пришлось ли вам бороться с этим, приучать пользователей к новым возможностям площадки?
Вы правильно заметили: изначально это была доска объявлений. Но со временем люди сами начали публиковать вакансии и объявления о поиске работы. «Авито» заметила тенденцию и запустила новое направление. Сегодня это уже достаточно большой бизнес, можно найти работников совершенно разных профессий: от курьера и строителя до бухгалтера или дизайнера. Авито стал стать не просто площадкой для публикации вакансий, а полноценным партнером во всех HR-вопросах.
Теперь появился тренд на подработку, но этот рынок только формируется. Сейчас наша задача — создать сервис, который будет удобен всем пользователям и позволит находить подработку или же подработчиков за пару кликов.
— Что изменилось на рынке за эти 10 лет?
Сократилось количество людей, которые в принципе готовы работать. Меньше трудоспособного населения из-за демографической ямы, ставшей следствием 1990-х, меньше россиян, готовых работать в массовых профессиях, отток мигрантов. Растут требования к скорости найма и его стоимость.
Во-вторых, изменилось отношение к фрилансу, теперь уже это воспринимается как полноценный формат занятости. Разрушился стереотип о том, что фрилансер — это обязательно работник, который что-то делает в компьютере, будучи физически на островах. «Свободным» работником могут быть люди совершенно разных профессий.
И отмечу третий момент — проникновение автоматизации в бизнес-процессы.Клиенты Авито из рителейров трудоустраивают более 100 тысяч кассиров в год. Чтобы обработать такой поток соискателей вручную, нужен достаточно большой штат. Труд человека становится невыгодным, поэтому мы автоматизируем процессы — разрабатываем сложные чат-боты и так далее.
— А как сказалась гиг-экономика на трендах в отрасли?
Возьмем для примера food-ритейл. В штате там, как правило, несколько тысяч человек, а при таких масштабах повышение эффективности даже на 10% — это большая экономия денег. На периоды высокой загрузке оказалось выгоднее набирать людей дополнительно — на подработку. Это позволяет не перегружать штатных сотрудников. Они концентрируются на более важных задачах, в которых требуется тесное взаимодействие с внутренними процессами компании или с клиентами.
— А пандемия как-то повлияла на рынок?
Повлияла. Бизнесу потребовалось оперативно перестраиваться, появилось большое количество новых специальностей, вырос объем заявок на курьеров, водителей такси. Какие-то компании не смогли выжить, и многие люди, напротив, потеряли работу. Им пришлось быстро искать новую работу или подработку. Сейчас меняется сама структура экономики, потребности как бизнеса, так и соискателей.
Ирина
Меньшикова
“
Пандемия действительно стала толчком для развития новых трендов в гиг-экономике. Особенно это чувствуется в клиентском поведении и клиентском потреблении. Во-первых, для эффективного взаимодействия с клиентом бизнесу нужна омниканальная модель продаж. Потому что в пандемию клиент побыл дома, переосмыслил, что ему нужно и как он это хочет покупать. Лидировать будет та компания, которая учтет все потребности клиента. За последние два года мы построили собственную омниканальную модель. Изменили сайт — теперь купить продукцию могут и клиенты, и партнеры. Запустили интеграцию с электронными площадками, в том числе с OZON. Реформатировали свои магазины в экспириенс-центры, то есть площадки, на которых партнеры и клиенты могут взаимодействовать друг с другом.Во-вторых, фокус внимания населения переключился на превентивные меры: поддержку здорового образа жизни и все, что связано с безопасностью в доме, уходом за телом и лицом. И третье: многие потеряли свой основной заработок. Люди поняли, что для устойчивости необходимо максимально диверсифицироваться. И сейчас более 70% населения ищет возможности для дополнительного заработка
— Вы сотрудничаете с другими российскими компаниями, которые работают по модели гиг-экономики? Как считаете, у нас в России существует бизнес-сообщество таких компаний?
Да. Формат быстро развивается, перестраиваются многие крупные компании, не только мы. И сейчас уже формируется бизнес-сообщество, которое стремится отрегулировать рынок, в том числе с точки зрения самозанятости. Чтобы люди могли находить подработку, компании могли предоставлять поисковый сервис, обеспечивая безопасность исполнителям и заказчикам. А государство получало налоги, на которые оно помогает развиваться остальному обществу. Но нужна активная вовлеченность всех участников. Только так сотрудничество по модели гиг-экономики станет безопаснее и удобнее для всех сторон.
— По исследованиям некоторых западных аналитиков, в ближайшие 10 лет занятость в гиг-экономике будет до 60% от общего населения. «Авито» проводит в том числе исследование рынка услуг. По вашей оценке, какой процент населения страны сейчас является участниками гиг-экономики?
Каждый десятый россиянин в возрасте 18-64 лет оформлен как самозанятый или имеет свой микробизнес. При этом, Авито используют 53% от оказывающих услуги в России. И сейчас тенденция только на рост.
— Может быть, у вас есть демографические данные: из какой сферы и какого возраста? Отличаются ли показатели по регионам?
Да, конечно. Количество вовлеченных в процесс женщин за последние 3 года выросло на 6%: с 34 до 40%. Это, мне кажется, связано с распространением удаленного формата работы и с тем, что всё больше женщин хотят самостоятельно зарабатывать, даже находясь в декрете или ведя домашнее хозяйство. Удаленно чаще всего работают IT-специалисты, маркетологи и преподаватели. Подработка становится еще и способом самовыражения, например, в IT вне основной работы часто практикуют консалтинг или менторство. Желание занять себя делом в свободное время стало основной мотивацией для поиска подработки для 23% россиян. Причем из всех возрастных групп больше всего пенсионеров — 26%. 13% респондентов копят на будущее без конкретной цели. К этому больше остальных склонны москвичи — их 19% — и жители городов-миллионников, таких, как Ростов-на-Дону и Нижний Новгород.
— Какое, по-вашему, нас ждет будущее в этой сфере?
Мы становимся всё более мобильными. Перестала работать парадигма «одна профессия на всю жизнь». Компании переориентировались на решение не только своих проблем, но и проблем людей.
Пока сохраняется вопрос эффективности, достигать которую можно разными путями. Если раньше считалось привычным работать сменами по 12 часов, сейчас уже задумываются, что, возможно, имеет смысл брать 3 человек на 4 часа. Так люди будут меньше уставать и оставаться продуктивными. Не исключено, что этот подход станет таким же привычным, как получать заказанную еду горячей и свежей в течение часа.
Поэтому наша цель сейчас — сделать процесс поиска подработчика для малого и среднего бизнеса максимально простым. Представьте, у вас небольшой магазинчик, где работает 3 человека, кто-то из них заболел и вам срочно нужна замена. Вы зашли в приложение, нажали кнопку, и исполнитель пришел к вам буквально через час. При этом, мы гарантируем компаниям, что придёт подготовленный и заранее обученный человек, а подработчикам — получение заработка.