Специальный проект
02 /05

«Мы даем людям
свободу, гибкость»

Михаил Добров

Михаил

Добров


«Мы даем людям свободу, гибкость»

Директор по маркетингу BlaBlaCar в России Михаил Добров — о том, почему французский сервис так популярен у нас в стране, зачем сотруднику становиться пользователем продукта и на чем компания зарабатывает.

— Михаил, родина BlaBlaCar — Франция, но сейчас сервис представлен в 22 странах мира, с 2014 года в том числе в России. При этом в нашей стране он оказался самым востребованным.

Для BlaBlaCar это действительно один из ключевых рынков. Первый миллион пользователей в России мы набрали за 10 месяцев с момента запуска, это был самый успешный выход на новый рынок в истории компании.

— А сейчас у вас сколько пользователей?

В мире сейчас 100 млн, в России — 30 млн. Достаточно существенная цифра. Пользователей-попутчиков среди них, конечно, больше, чем пользователей-автовладельцев. И нами не пользуются каждый день, как социальной сетью, но за счет уникального предложения мы очень хорошо удерживаем аудиторию. Например, летом благодаря нам поездку совершают более 100 тыс. человек в сутки.

— Как вы считаете, с чем может быть связана такая популярность в России? Возможно, какие-то культурные особенности влияют на развитие бизнеса?

Я бы разделил факторы успеха на рациональные и эмоциональные. Из рациональных — благодаря модели нашего бизнеса наши пользователи вне зависимости от того, оказались они в роли попутчика или за рулем автомобиля, могут сильно сэкономить на поездке, что важно для большого количества людей. Второе — расстояния и транспортная связанность. Добраться из одного населенного пункта районного значения в другой, даже если они рядом, в России часто можно только через областной центр.

Я сам пользователь BlaBlaCar, как-то я вез пожилую женщину из Бутово до населенного пункта в Тверской области. Расстояние не очень большое — 180—190 километров. Но на общественном транспорте эта дорога заняла бы порядка 7—9 часов: потребовалось бы доехать до Твери и вернуться назад. Я спросил у пассажирки, как бы она добиралась, если бы не нашла моего предложения. Она ответила, что ждала бы следующего водителя BlaBlaCar, потому что удобной альтернативы нет.

Интервью

— А эмоциональные причины?

Для нашей культуры тема дороги, встречи и разговора с попутчиком особенная. Задумайтесь: в машине все участники поездки смотрят в одну сторону, это сближает и располагает к разговору. При этом люди не смотрят друг другу в глаза — так проще говорить на какие-то деликатные темы. А при желании вы можете больше никогда не увидеть собеседника, и это тоже расковывает.

— А если люди не расположены к разговору? Сейчас многие агрегаторы не только соединяют заказчика и исполнителя, но и работают с глубиной транзакции: смотрят на качество сервиса, атмосферу и так далее. Вы работаете в этом направлении?

Конечно да. Очень важно, чтобы пользователи знали про ожидания друг друга: бывает, люди не в настроении разговаривать. Вы можете сообщить при планировании совместной поездки, что расположены к разговору или нет. У нас ведь даже название сервиса родилось из этой возможности. С нашей стороны здесь важная задача дать возможность управлять своими ожиданиями и доносить их до другой стороны, чтобы все было прозрачно и сбалансированно.

Еще одна важная тема — это безопасность. У нас предусмотрена возможность проверки паспортных данных — как водителя, так и пассажира. Дополнительный фильтр — это отзывы, на которые могут полагаться обе стороны.

— Расскажите, как вы выходили на российский рынок, с какими сложностями столкнулись?

В 2014 году мы купили российско-украинский карпулинговый сервис «Подорожники». Благодаря этому у нас появилась и команда, и локальная экспертиза, что было очень важно для старта в новой стране.

Набрать определенное количество пользователей проблемой для нас не было — они органически приходили сами. Основные усилия были направлены на поддержку баланса между пользователями-водителями и пользователями-попутчиками, на то, чтобы не допускать крайностей: когда слишком много водителей и они не могут найти попутчиков, или когда пришло слишком много попутчиков, а им не с кем уехать.

Михаил Добров

— Вы упомянули, что сами пользуетесь сервисом BlaBlaCar. Это ваша личная инициатива или в компании так принято?

Я начал пользоваться сервисом еще до того, как присоединился к команде BlaBlaCar, кроме того, это одна из наших ценностей — быть частью сообщества. У нас есть дни, когда мы всем офисом отправляемся в путешествия как пользователи сервиса. Как правило, это поездки из одного города в другой. В назначенном месте мы встречаемся и обмениваемся впечатлениям, опытом: что нового узнали про свой продукт от попутчиков.

Это рождает большое количество идей. И, конечно, помогает в осознании цифр, позволяет гораздо глубже понимать, что за ними стоит, формулировать на основе этого знания новые гипотезы и развивать продукт.

— BlaBlaCar часто упоминают в контексте гиг-экономики. Что вы сами вкладываете в это понятие и относите ли себя к гиг-экономике?

Под термином «гиг-экономика» я понимаю экономику, в которой растет доля краткосрочных экономических взаимоотношений. В России большинство людей бронирует поездку за день или в день поездки. Это происходит не потому, что они не умеют планировать, а потому что такие условия диктует жизнь: люди не знают, когда у них закончится рабочий день, смогут они поехать сегодня или нет. Это касается как пользователей-водителей, так и попутчиковов. Мы даем людям свободу, гибкость — а это и есть самая суть гиг-экономики.

Ирина Меньшикова

Ирина

Меньшикова

Значение термина «гиг-экономика» постоянно эволюционирует: если раньше под этим термином подразумевали в основном фриланс, то сегодня это формы малого предпринимательства. Например, в случае нашей компании партнеры не фрилансеры, а независимые предприниматели, самозанятые. Вокруг этих отношений растет новая инфраструктура: решения для оплаты налогов, новые банковские продукты. Начинают формироваться платформы B2B2C, то есть крупный бизнес предоставляет спектр услуг, который связан с промежуточным звеном — малым бизнесом, — а тот уже работает непосредственно с конечным потребителем. В широком смысле я понимаю гиг-экономику как экосистему, которая завязана на обслуживании взаимодействия исполнителя и заказчика. И эта экосистема растет.

— А как вы монетизируете сервис в России, на чем зарабатываете?

Для нас первичной целью было не заработать, а построить здесь сообщество, поэтому мы не спешили с введением сервисного сбора за оказание информационных услуг. Для монетизации мы испробовали несколько моделей, и та, на которой остановились сейчас, кажется оптимальной с точки зрения баланса интересов пассажиров и водителей.

Обычно предполагается, что сервисный сбор должен собираться с водителей. Но в нашем случае водители не зарабатывают, поэтому мы ввели сервисный сбор для пассажиров. Это был рискованный шаг, но сообщество его приняло.

— Как сейчас развивается сервис, что меняется?

Недавно мы добавили возможность выбирать между поездкой с попутчиками и поездкой на автобусе официальных перевозчиков. Среди перевозчиков нет игроков, которые контролировали бы существенную долю рынка по всей России, и в каждом регионе своя специфика. Поэтому долгое время цена на автобусный билет при онлайн-покупке была выше, чем в кассе, а это серьезный барьер для нашей аудитории.

Мы провели огромную работу и наладили процессы так, чтобы все участники были счастливы и, самое главное, чтобы был счастлив пользователь платформы, решивший воспользоваться возможностью поездки на автобусе. Сейчас цена при покупке через BlaBlaCar такая же, как в кассах, к тому же часто мы устраиваем промоакции, и билеты по специальной цене продаются только на BlaBlaCar. Мы видим, что наши пользователи оценили это нововведение. Объемы продаж автобусных билетов через сервис растут, и мы верим, что есть огромный потенциал: множество людей до сих пор покупают билеты в кассе.

02 /05
Михаил Добров

Программирование и Вёрстка: Ksedline